Как правильно подать жалобу на управляющую компанию – порядок подачи жалобы в надзорные органы - Недвижимое имущество - юридический ликбез

Большинство городских жителей проживают в многоквартирных домах, обслуживаемых различного рода управляющими компаниями (УК), выбранными как самими жильцами, так и назначенными органами местной власти по итогам проведенных конкурсов.


Зачастую к этим УК жильцы имеют претензии – как правило, по качеству и объему выполняемых по договору работ по обслуживанию жилого фонда. Куда и как правильно можно пожаловаться на действия/бездействие УК, чтобы это дало результат?


Основания для жалобы


Прежде всего необходимо понять, что именно может послужить достаточно серьезным основанием для письменной жалобы на предприятие:



  • предоставление некачественных услуг с нарушением сроков – перебои с отоплением, редкий вывоз мусора, отсутствие уборки лестничных клеток в подъезде;

  • когда жилец считает, что тарифы на обслуживание завышены;

  • в результате действия или напротив, бездействия УК жильцу был нанесен ущерб;

  • есть подозрение, что УК разделяет платежи должников по услугам между другими плательщиками, тем самым нарушая условия договора в части оплаты услуг компании.


Кому можно жаловаться


Первой инстанцией, в которую должен пожаловаться жилец на действия УК, является сама управляющая компания. Этого требует отечественное законодательство, предписывающее в любой спорной ситуации сперва пытаться решить вопросы мирно.



После подачи жалобы-претензии в УК возможны два варианта событий – жалоба будет признана обоснованной и удовлетворена в полном объеме либо же никаких действий по ней предпринято не будет.



В случае второго варианта жилец может подавать жалобу дальше по инстанциям:



  • первой инстанцией после УК, куда можно пожаловаться, является жилищная инспекция, в чью компетенцию как раз и входит проверка коммунального жилого фонда в случае поступления жалоб от жильцов. Инспекция проведет проверку, и в случае, если указанные в жалобе факты подтвердятся, УК будет подвергнута штрафу;

  • если решение жилищной инспекции Вас не удовлетворило, можно обратиться в Роспотребнадзор, который может проверить, не нарушены ли права жильца как потребителя услуг согласно заключенному с УК договору. В случае выявления нарушений будут применены санкции согласно Закону «О защите прав потребителей»;




  • последними инстанциями для жалобы на УК могут стать прокуратура и суд.


Что должно быть в жалобе на управляющую компанию


Составляется жалоба в УК, жилищную инспекцию и Роспотребнадзор приблизительно одинаково.


Жалоба должна включать в себя следующие пункты:



  • «шапка» с наименованием организации, в которую пишется жалоба, ФИО, адрес регистрации и контактный телефон заявителя;

  • наименование обращения – «претензия», «жалоба» и тому подобное;

  • изложение сути жалобы – какие нарушения, по мнению заявителя, допущены УК, какой из пунктов заключенного с управляющей компанией договора они нарушают;

  • требования: например, устранить допущенные нарушения или принять меры к УК за допущенные нарушения;

  • дата написания и подпись заявителя.



Составлять жалобу необходимо в 2-х экземплярах, на одном из них делается отметка о принятии документа органом, которому направляется жалоба. Подавать жалобу необходимо лично или заказным письмом с уведомлением.



Скачать образец жалобы-претензии можно здесь.


Несколько иную форму жалоба-обращение имеет в случае доведения ситуации до обращения в прокуратуру.


В такой ситуации пишется заявление на имя прокурора города/района.


Заявление в прокуратуру должно содержать следующую информацию:



  • «шапка» с той же информацией, что и с случае с управляющей компанией, кроме того, что пишется на имя прокурора города/района;

  • изложение сути проблемы с перечнем предпринятых заявителем ранее действий – обращения в УК, Жилищную инспекцию, Роспотребнадзор, и результаты таких обращений;

  • требования заявителя – устранить нарушения, наказать должностные лица, не выполнившие свои обязанности, и так далее.


В случае, если в результате действия/бездействия УК жильцу был нанесен материальный ущерб, скажем, не обрезанная вовремя ветка дерева упала на авто и повредило его, жилец может обратиться с исковым заявлением в суд на возмещение материального ущерба.


Образец искового заявления можно скачать тут.