178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» с пояснениями - Недвижимое имущество - юридический ликбез

Вот уже более 20 лет государство дает право каждому гражданину приватизировать квартиру, в которой он проживает на условиях социального найма. Тем не менее, этот процесс по-прежнему далек от завершения, и многие граждане Российской Федерации так и не стали собственниками приватизированных ими квартир. Однако наверняка хотели бы это сделать.


Процесс приватизации на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В 48 статьях данного нормативного документа подробно расписаны основные термины, возможности для приватизации, ее ограничения – кто может провести процедуру приватизации, какое жилье приватизировать нельзя, каков порядок действий для приватизации, что нужно и куда обращаться.



Ознакомиться с полным текстом закона и комментариями юристов к нему можно на сайте Росреестра.



Разумеется, наиболее важными вопросами для желающих провести приватизацию жилья, в котором они проживают, являются возможно ли им это сделать, имеют ли они на это право, а если имеют, как это сделать правильно и, желательно, быстро. Прежде всего следует определиться с тем, какое жилье, согласно законодательству, подлежит приватизации гражданами Российской Федерации.


Не подлежит приватизации:




  • жилье, находящееся на балансе и в собственности организаций, предприятий и ведомств. То есть, ведомственное жилье;

  • жилье, предоставленное специалисту во временное пользование по условиям трудового контракта, то есть жилье служебное;

  • жилье, являющееся непригодным для проживания, например, располагающееся в аварийном доме, которому грозит обрушение;

  • квартиры в домах, расположенных в военном городке;

  • квартиры в общежитиях.


Все остальное жилье государственной и муниципальной формы собственности может быть приватизировано.


При этом есть еще два ограничения:



  • приватизация возможна исключительно для лиц, проживающих в муниципальной или государственной квартире на основании договора социального найма: без выполнения данного условия бессмысленно даже пытаться собирать какие-то документы, если Вы не имеете постоянной регистрации в квартире, приватизировать ее не сможете;

  • приватизацию можно провести лишь 1 раз в жизни, исключение делается только для детей, от лица или с согласия которых проводили приватизацию их родители или иные законные представители, например, опекуны.


Какие документы нужны для приватизации муниципальной квартиры


Прежде всего, необходимо начать со сбора согласия на приватизацию всех проживающих в квартире жильцов.



Данное согласие или отказ необходимо получить письменно, причем обязательно заверить его у нотариуса как доказательство выполнения требования законодательства.



Для обращения в государственные органы власти для начала процесса приватизации следует иметь при себе пакет документов.


Необходимы следующие документы:



  • паспорта всех граждан, проживающих в приватизируемой квартире на постоянной основе (если речь идет о проживающих в квартире несовершеннолетних, тогда свидетельство о рождении);

  • нотариально заверенное согласие жильцов на приватизацию;

  • заявление – можно скачать образец в интернете или получить на месте в органе государственной или муниципальной власти по месту обращения;

  • договор социального найма;

  • технический паспорт – выдается в Бюро технической инвентаризации;

  • кадастровый паспорт – выдается в Кадастровой палате;

  • справка об инвентаризационной стоимости квартиры – также получается в БТИ;

  • доказательство своего неучастия в приватизации ранее – справка, если Вы проживаете в данной квартире с 1993 года, с начала процесса приватизации в Российской Федерации;

  • справка из управляющей компании, подтверждающая отсутствие задолженности за коммунальные услуги.


Со всем собранным пакетом документов следует обратиться в департамент или отдел жилищной политики местной администрации. Вслед за этим в течение 2-х месяцев сотрудниками жилотдела производится проверка предоставленных документов на их соответствие требованиям, после чего следует один из двух ответов: отказ в приватизации или же согласие.



В случае отказа, при твердом намерении приватизировать квартиру, следует обратиться в суд и попробовать добиться своего права в принудительном порядке. Правда, в этом случае понадобится помощь квалифицированного юриста.



В случае же согласия на приватизацию Вы получите на руки договор о приватизации, который следует зарегистрировать в Регистрационной палате и внести сведения об этом в Росреест.


Для регистрации понадобятся следующие документы:



  • паспорт;

  • договор на приватизацию как правоустанавливающий документ;

  • технический/кадастровый паспорт помещения из БТИ;

  • заявление;

  • квитанция об оплате госпошлины в размере 2000 рублей.


На регистрацию должно уйти порядка 7 рабочих дней, после чего Вы получите на руки свидетельство о праве собственности на приватизированную квартиру и станете ее полноправным собственником.