«Дачная амнистия» продлена до 2018 года. Как оформить дом и получить свидетельство о регистрации - Недвижимое имущество - юридический ликбез

«Дачной амнистией» в народе называют закон №93-ФЗ, который был принят более десяти лет назад, еще в 2006 году. Данным законодательным актом был упрощен процесс оформления имущественных прав граждан на земельные участки и объекты недвижимости, расположенные на них. За время своего существования документ менялся и дополнялся, но основная его цель оставалась неизменной – помогать гражданам без лишних бюрократических препятствий оформлять имущественные права. Последние изменения в документ были внесены в 2016 году – они продлили «дачную амнистию» для объектов недвижимости до первого марта 2018 года, а для земельных участков – до 2020 года.


Действие закона распространяется на земельные участки, которые были предоставлены гражданам для индивидуального использования: гаражного или жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства, занятия огородничеством или садоводством. Под действие закона попадают и все постройки, строящиеся либо уже построенные на таких участках: дома, сараи, флигели и другие объекты. При этом закон касается участков, которые были предоставлены гражданам до 30 октября 2001 года, то есть до дня вступления в силу Земельного кодекса РФ.


Для чего это все это нужно


Не все понимают, зачем вообще нужно регистрировать право собственности, если речь идет, к примеру, о небольшой загородной даче или садовом участке. Дело в том, что без оформления их в собственность они будут принадлежать своим владельцам лишь формально. Любые юридические сделки с данными объектами совершать нельзя. Именно поэтому многие спешат воспользоваться упрощенным порядком оформления имущественных прав – на сегодняшний день в Росреестре по дачной амнистии зарегистрированы сотни тысяч различных объектов.



Таким образом, закон о «дачной амнистии» для многих граждан упростил порядок оформления имущественных прав, что так или иначе требуется для свободного распоряжения имеющейся собственностью.



Не осталось в обиде и государство, которое, сделав шаг навстречу людям, пополнило многочисленную армию налогоплательщиков, обеспечив дополнительные поступления в бюджет за счет выплаты налогов на недвижимость и землю.


Во время действия «дачной амнистии» владельцам участков и объектов недвижимости нужно готовить упрощенный пакет документов, что экономит и время, и денежные средства. После завершения периода действия закона для госрегистрации прав нужно будет готовить расширенный пакет документов. Так, для объекта незавершенного строительства придется подавать разрешение на проведение строительных работ, а для возведенного жилого дома – разрешение на введение его в эксплуатацию. Это означает, что нужно будет строго следовать нормам строительства, которые закреплены в действующем законодательстве.


Как оформить дом по закону о «дачной амнистии»


Порядок регистрации прав на землю и на жилые объекты идентичен. Разница заключается лишь в перечне документов, необходимых для выполнения регистрационных действий.



Для оформления прав собственности на садово-приусадебные дома необходимо подготовить минимальный пакет документов.



Суть упрощенного порядка заключается в том, что для регистрации прав собственности отсутствует необходимость получения разрешения на строительство, если дом еще строится, или акта ввода в эксплуатацию, если дом уже построен.


Таким образом, в пакет документов на сегодняшний день входят следующие бумаги:



  • технический план строения;

  • кадастровый паспорт на дом;

  • документ, которым подтверждается право использования земельного участка, на котором расположен дом;

  • квитанция об уплате госпошлины.



Предоставление технического плана строения – это новое требование, которое начало действовать с первого января 2017 года.



До этого времени вместо технического плана достаточно было подать заполненную декларацию на дом. Теперь же для оформления техплана нужно обращаться в БТИ или к кадастровым инженерам, которые вычислят точные параметры дома. Вся процедура может обойтись в несколько тысяч рублей и занять порядка одной недели.


Пакет документов заявитель лично подает в Росреестр для прохождения процедуры государственной регистрации. Для этого можно воспользоваться услугами многофункциональных центров. Государственные регистраторы проверяют полученные данные, после чего, если все в порядке, в течение тридцати дней выдают свидетельство, подтверждающее право собственности на объект. Отказать в выдаче свидетельства могут в том случае, если какая-либо информация не соответствует реальному положению дел.